Патриотическое воспитание в ДОУ
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого- с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С. Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: будь то бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. В группе «Смешарики» педагоги провели занятия : «Мой детский сад», «Мальчики и девочки. Мы друзья. Какой я?», «Мой поселок.», «Россия – Родина моя. «Кто мы?», «День Победы», «Моя семья», «Мир на всей планете».
Ко дню Победы организовали выставку рисунков, в которой участвовали целыми семьями. Александр С. даже победил во Всероссийском конкурсе в номинации «Конкурс рисунка « 1941 -1945»! Ребята группы «Смешарики» участвовали в смотре строевой песни, приуроченной к празднику Победы. Практически все дети группы вместе с родителями приняли участие в митингах, посвященных памятной дате, 77 годовщине Великой Победы. Воспитанники группы, совместно с воспитателем Лебедевой Н.А. сделали памятный коллаж «Жить – значит помнить!».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям. Ведь патриотизм не выдаётся в нагрузку к паспорту, а прививается и культивируется на протяжении всей жизни.
Лебедева Наталья Анатольевна, воспитатель высшей категории.